Новости СМИ2

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

autosprot.com

20 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАРЯГ РУС
    Как бы Кайл не оказался калом. Ничего личного - игра слов.Гонщик NASCAR, сч...
  • Надежда Никитина
    Просто слабо у нас выиграть.Дакар проигнориро...
  • Иван Захава
    Вчера Путин присвоил звание Героя России русскому офицеру Алексею Попову - вот это звезда, а этот клоун чего добился?!«Больше жести». А...

Как стать гонщиком Формулы 1: сколько стоит, когда начинать и как пройти отбор

Getty Images / Red Bull Content Pool

«Как стать гонщиком Формулы 1?» – этот вопрос задают себе многие, но лишь единицы проходят весь путь до конца. Всего 20 пилотов могут называть себя действующими гонщиками Королевских гонок. Давайте разберемся, как попасть в Формулу 1 и что для этого нужно.

Многие думают, что стать автогонщиком можно просто купив хорошую технику.

Но реальность сложнее: даже самый дорогой карт или болид не сделает из вас чемпиона без колоссальной работы над собой. Особенно сложно стать гонщиком в странах, в которых хватает современных трасс и сильных гоночных серий.

Первые важные решения

Профессиональный автоспорт кардинально отличается от любительских гонок. Это не хобби на выходных, а полноценная работа, которая требует полной отдачи. В отличие от обычных гонок, где зрители могут делать live ставки и просто наслаждаться зрелищем, в профессиональном автоспорте каждая секунда на трассе – это результат многих часов подготовки. Жизнь гонщика строится вокруг тренировок, соревнований и постоянного совершенствования навыков.

На пути к успеху важны несколько ключевых качеств. Прежде всего, это воля к победе – без готовности жертвовать обычной жизнью ради спорта добиться высот невозможно. Не менее важен интеллект: современный гонщик должен разбираться в технике, уметь работать с телеметрией и эффективно общаться с инженерами. Природный талант, безусловно, необходим, но одного его недостаточно – история знает множество примеров, когда одаренные пилоты не добивались успеха. Также критически важно правильное окружение: профессиональный менеджмент, поддержка семьи и грамотно выбранные тренеры.

Возраст имеет значение

Профессиональную карьеру гонщика нужно начинать рано – в 5-7 лет, максимум в 10-12. После этого возраста шансы пробиться в элиту автоспорта существенно снижаются. Причина проста: чтобы попасть в Ф1, необходимо пройти через несколько гоночных серий, накопить опыт и получить необходимые очки для суперлицензии. И все это нужно успеть сделать к 18-20 годам – именно в этом возрасте команды обычно присматриваются к молодым талантам.

Ранний старт позволяет:

Развить необходимые рефлексы, пока нервная система
максимально пластична;

Накопить серьезный опыт к переходу в формульные серии;

Освоить культуру профессионального спорта;

Выстроить необходимые связи в гоночном мире.

Картинг – обязательное начало пути

Практически все пилоты Формулы-1 начинали с картинга, и это неслучайно. Карт – идеальная машина для обучения базовым навыкам пилотирования. По словам Джехана Дарувалы, пилота программы Red Bull Junior Team, для попадания в Ф1 нужно минимум 5-7 лет посвятить картингу.

В картинге гонщик учится чувствовать машину, выбирать траектории, работать с весом при торможении и разгоне. Здесь формируются основные рефлексы и понимание гоночной техники. Если вы блестяще управляете картом, это еще не гарантирует успех в Формуле 1, но без хорошей картинговой базы туда точно не попасть.

Где начинать карьеру

Многие считают, что начинать нужно сразу в Европе, но это не совсем так. Уровень детского картинга в России, например, вполне соответствует европейскому. Главное отличие – в количестве соперников. В России на старте может быть 10-15 участников, в Азии – около 30, а в Европе часто собираются сетки из 60 и более пилотов.

Однако к 8-9 годам, если вы серьезно настроены на профессиональную карьеру, переезд в Европу становится необходимостью. Именно там проходят самые важные соревнования, там базируются сильнейшие команды и тренеры. По словам профессионалов, регулярное попадание в топ-10 европейского картинга – хороший показатель потенциала для Формулы 1.

Стоимость и организация

Сезон в картинге обходится в $30,000-60,000. Эта сумма включает:

Покупку и обслуживание техники;

Участие в соревнованиях;

Работу с командой и тренерами;

Тренировки и тесты.

Важно понимать: в профессиональном картинге гонщик всегда работает в рамках команды. Даже в младших классах нужна серьезная техническая поддержка. С ростом уровня растут и требования – появляется телеметрия, усложняются настройки, увеличиваются скорости и перегрузки.

Физическая подготовка

Многие недооценивают важность физической формы в картинге, особенно в России. Но профессиональные гонщики с детства следуют строгому режиму:

Ежедневные тренировки;

Специальная диета;

Работа с тренером по физподготовке;

Для некоторых – даже ментальные тренеры.

Такой подход формирует правильное отношение к спорту. Дети быстро понимают: дело не в том, чтобы просто купить хорошую технику. Успех приходит только через постоянную работу над собой.

Роль менеджера

Профессиональный менеджер должен появиться еще на этапе картинга. Даже самый опытный родитель не может заменить специалиста – родительская любовь часто мешает принимать рациональные решения. Хороший менеджер:

Знает ситуацию в командах;

Понимает, где лучшие инженеры;

Оптимизирует расходы на тесты и резину;

Выстраивает программу тренировок;

Ведет переговоры со спонсорами.

Без правильного управления карьерой даже очень талантливый гонщик может потратить драгоценное время впустую или принять неверные решения, которые затем будет сложно исправить.

Формульные серии: начало большого пути

После картинга начинается самый сложный и дорогой этап карьеры – восхождение по формульной лестнице. Каждая ступень требует серьезных вложений и полной отдачи, но пропустить этот путь нельзя – именно здесь формируются будущие пилоты Формулы 1.

Формула 4

Первая ступень формульных гонок – это переход от карта к настоящему гоночному автомобилю. Болид Формулы 4 оснащен двигателем мощностью 180 л.с., имеет более качественную подвеску и заметные антикрылья. Здесь гонщики впервые знакомятся с аэродинамикой и соответствующими настройками.

Формула 4 существует в разных странах – от американской и мексиканской до китайской и японской. В Европе практически у каждой страны есть своя серия. Самой конкурентной считается итальянская Ф4, где собираются сильнейшие команды и лучшие молодые пилоты. Сезон там может стоить до 700 000 евро. Испанская Ф4 становится второй по значимости, со стоимостью около 350 000 евро за сезон.

Региональная Формула 3

Следующая ступень – это «регионалки», промежуточный этап между Ф4 и полноценной Формулой 3. Здесь мощность моторов уже достигает 270-300 л.с. Хотя этот этап можно пропустить, многие пилоты используют его для накопления опыта и подготовки к более серьезным сериям.

В региональных сериях разрешены неограниченные тесты, что помогает быстрее освоиться с более мощной техникой. Даже некоторые пилоты Ф3 проводят тренировки на болидах «регионалок» – разница в технике не так велика, а опыт очень полезен.

Формула 3

Ф3 – это уже серьезное испытание. Болиды оснащены моторами мощностью 380 л.с., а масса машин сравнима со старыми болидами Ф1. Стоимость сезона составляет 1,2-1,5 миллиона евро, но после расширения календаря на Австралию цены растут.

Главная особенность Ф3 – очень ограниченное время на подготовку. Всего одна тренировка на 40 минут и один прогревочный круг перед квалификацией. При этом на трассе 30 машин, и нужно мгновенно адаптироваться к условиям. Это серьезная проверка на стрессоустойчивость и скорость обучения.

Формула 2

Последняя ступень перед Ф1 – самая дорогая и сложная. Болиды Ф2 имеют мощность 620 л.с. при массе 720 кг. Сезон стоит от 2,5 до 3 миллионов евро. В пелотоне 22 машины, и конкуренция невероятная – ведь отсюда идет прямая дорога в Формулу-1.

В Ф2 критически важны стабильные результаты в квалификациях. Если пилот постоянно показывает высокие позиции на разных типах трасс, это говорит о его серьезном потенциале. Именно поэтому всех впечатлили достижения таких пилотов, как Оскар Пиастри с пятью поулами подряд или восемь поулов Шарля Леклера.

Полный путь от Ф4 до Ф1 может занять от трех до восьми лет. Самые талантливые и хорошо подготовленные пилоты проходят его быстрее, но большинству требуется более длительное время для накопления опыта. В любом случае, к 18 годам нужно быть готовым к переходу в главные серии – после 20 лет шансы попасть в Формулу 1 резко снижаются.

Академии команд Формулы 1

В современном автоспорте почти у каждой команды Формулы 1 есть своя программа поддержки молодых пилотов. Эти академии не только обучают гонщиков, но и оказывают финансовую помощь – ведь даже состоятельным семьям сложно найти миллионы евро на участие в молодежных сериях.

Программа Red Bull считается самой эффективной – через нее прошли многие звезды современной Ф1. Достаточно сказать, что семь действующих пилотов чемпионата являются её выпускниками, включая четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля и действующего чемпиона Макса Ферстаппена.

В академии Red Bull очень жесткий отбор и высокие требования. За отбор отвечает Хельмут Марко, известный своей бескомпромиссностью. Как говорит руководитель команды Кристиан Хорнер: «Если они не переживут Хельмута, они не выживут в Ф1». Здесь не церемонятся с теми, кто не оправдывает надежд – можно вылететь из программы в любой момент.

Ferrari Driver Academy известна серьезным подходом к физической подготовке и психологии. Интересно, что первым выпускником, севшим за руль болида Ferrari в Ф1, стал Шарль Леклер – и это случилось только в 2019 году, спустя почти 10 лет после основания академии.

Mercedes, McLaren, Alpine, Williams и Sauber (будущая Audi) также имеют свои программы. Каждая со своими особенностями:

Williams делает упор на работу с
симуляторами и включение в команду на Гран При;

Alpine активно привлекает молодых пилотов
к работе на гоночных уик-эндах;

Mercedes известен системным подходом к развитию талантов.

Как попасть в академию и что она дает

Скаутинг в автоспорте существует, но он сильно отличается от футбола или хоккея. Здесь нет массового просмотра – просто потому, что талантливых молодых гонщиков не так много, и все они на виду. Главы академий следят за результатами в картинге и младших формулах.

Попасть в программу поддержки можно несколькими путями:

Показывать стабильно высокие результаты в картинге;

Выиграть значимый чемпионат в младших формулах;

Пройти специальные отборочные тесты;

Иногда можно написать напрямую,
как это сделал Джордж Рассел, обратившись в Mercedes.

Участие в программе поддержки – это не просто финансирование. Молодые пилоты получают:

Доступ к профессиональным тренерам;

Работу на современных симуляторах;

Физическую и психологическую подготовку;

Обучение техническим аспектам;

Возможность учиться у действующих пилотов Ф1.

Однако есть и обратная сторона – академии часто ограничивают свободу выбора карьерного пути. Например, контракт с Red Bull предписывает полную зависимость от решений программы. Бывает и так, что талантливому пилоту просто не находится места в главной команде, как случилось с Оскаром Пиастри в Alpine.

Главная сложность современных академий – нехватка мест в Формуле 1. В чемпионате всего 20 кокпитов, и освобождаются они редко. Даже чемпионы Формулы 2 не имеют гарантий попадания в Ф1. Часто получается, что академии готовят больше талантливых пилотов, чем могут трудоустроить.

Поэтому многие выпускники академий либо уходят в другие гоночные серии, либо становятся резервными пилотами в надежде дождаться своего шанса. Некоторые, как Карлос Сайнс или Пьер Гасли, находят места в других командах Ф1, но это скорее исключение, чем правило.

Финансовая сторона: сколько стоит мечта

Попасть в Формулу 1 стоит примерно столько же, сколько купить виллу на Лазурном берегу – так часто говорят в паддоке. И это не преувеличение. По оценкам Ральфа Шумахера, воспитание гонщика Формулы 1 обходится в 13-15 миллионов евро. Причем эта сумма постоянно растет – вместе с развитием технологий и расширением географии гонок.

Начинается все относительно скромно – с картинга. Пять-семь лет в картинговых сериях обойдутся примерно в 30-60 тысяч евро за сезон. Кажется, что это много? Но это только разминка перед серьезными тратами.

Настоящий финансовый вызов начинается с переходом в формульные серии. Формула 4, первая ступень, уже требует серьезных вложений. Если вы хотите выступать в престижной итальянской -4, готовьтесь потратить до 700 тысяч евро за сезон. И это только начало.

Региональная Формула 3 еще дороже – от полумиллиона до миллиона евро за сезон. Здесь многое зависит от количества тестов, которые вы можете себе позволить. А тесты в этой серии – как воздух для гонщика. Чем больше километража вы накатаете, тем выше шансы на успех в следующих сериях.

Полноценная Формула 3 поднимает ставки еще выше – 1,2-1,5 миллиона евро за сезон. Причем это базовая стоимость. Если вы хотите выступать за топ-команду вроде Prema (а именно они чаще всего выигрывают титулы), готовьтесь платить больше. К тому же календарь становится по-настоящему международным, а это дополнительные расходы на логистику.

Вершина финансовой пирамиды – Формула 2. Здесь ценник начинается от 2,5 миллионов евро за сезон и может доходить до 3 миллионов и выше.

Откуда брать такие деньги?

Редкая семья может позволить себе такие траты, даже если речь идет о весьма состоятельных людях. Поэтому без внешнего финансирования в современном автоспорте не обойтись.

Самый желанный вариант – попадание в академию команды Формулы 1. Они частично или полностью покрывают расходы на выступления, предоставляют техническую поддержку и, что самое важное, открывают прямой путь к заветной цели. Но конкуренция за места в академиях невероятная. Даже очень талантливым пилотам часто не удается туда попасть.

Второй путь – работа со спонсорами. Здесь есть свои тонкости. Например, выступления в европейских сериях гораздо привлекательнее для спонсоров, чем гонки в национальных чемпионатах. Спонсоры любят стабильные результаты и перспективных пилотов. Именно поэтому так важно иметь профессионального менеджера, который умеет вести переговоры и составлять привлекательные спонсорские пакеты.

В последние годы появился еще один вариант – частные инвесторы, готовые вкладываться в талантливых гонщиков в обмен на процент от будущих контрактов. По сути, это венчурные инвестиции в спорт. Правда, инвесторы требуют серьезных гарантий и впечатляющих результатов. Просто «подающей надежды» быть недостаточно.

Ключ к успеху

Чтобы пройти весь путь до Формулы 1, недостаточно просто иметь деньги и талант. Нужен четкий план развития на несколько лет вперед. Многие перспективные карьеры разбились именно об отсутствие стратегии.

Важно понимать, что спешка здесь только вредит. Да, есть уникумы вроде Макса Ферстаппена, которые пропускали целые ступени и все равно добивались успеха. Но это исключения. Для большинства пилотов попытка перескочить этап подготовки заканчивается провалом и потерей драгоценного времени и денег.

Не менее важно правильно выбирать команды и серии. Часто более дешевый вариант в итоге оказывается дороже – когда приходится повторять сезон из-за недостатка опыта или слабой технической базы команды. Лучше потратить больше на выступление в сильной команде, чем сэкономить и застрять в середине пелотона.

Отдельная история – работа со СМИ и социальными сетями. В современном спорте это не просто дополнительная активность, а важная часть карьеры. Спонсоры смотрят не только на результаты, но и на то, как пилот себя преподносит, насколько он интересен публике. Поэтому с самых ранних этапов стоит учиться общаться с прессой и вести соцсети.

Путь в Формулу 1 – это марафон, а не спринт. Здесь нет быстрых побед и легких решений. Но если вы готовы к этому долгому пути, если у вас есть талант, поддержка и четкий план – все возможно. В конце концов, каждый из нынешних звезд Ф1 когда-то начинал с тех же первых шагов в картинге.

В паддоке говорят: в Формуле 1 нет случайных людей. Каждый из 20 пилотов прошел этот сложный путь, доказав свое право находиться в элите автоспорта. И если вы готовы к такому же испытанию – действуйте. Возможно, через несколько лет мы увидим ваше имя в списке участников Гран При.

Часто задаваемые вопросы

В каком возрасте нужно начинать карьеру гонщика?

Оптимальный возраст для начала – 5-7 лет. Крайний срок – 10-12 лет. После этого возраста шансы построить успешную карьеру в Формуле 1 значительно снижаются, так как не хватит времени пройти все необходимые ступени подготовки к 18-20 годам.

Сколько стоит стать гонщиком Формулы 1?

Полный путь от картинга до Ф-1 требует 13-15 миллионов евро. Это включает 5-7 лет в картинге (30-60 тысяч евро в год), Формулу 4 (до 700 тысяч евро за сезон), Формулу 3 (1,2-1,5 миллиона евро) и Формулу 2 (2,5-3 миллиона евро).

Можно ли попасть в Формулу 1 без больших денег?

Да, через академии команд, которые финансируют перспективных пилотов. Но для этого нужно показывать исключительные результаты еще в картинге или младших формулах. Самая известная программа – Red Bull Junior Team, воспитавшая многих звезд Ф1.

Какое образование нужно для Формулы 1?

Специального образования не требуется, но важно хорошо разбираться в технике и физике. Многие гонщики учатся экстерном или онлайн, совмещая образование с карьерой. Главное – техническая грамотность и умение работать с инженерами.

Реально ли попасть в Формулу 1 из России?

Да, это возможно, хотя и сложнее из-за отсутствия сильных европейских серий в стране. Успешные примеры есть – Виталий Петров, Даниил Квят, Сергей Сироткин и Никита Мазепин прошли этот путь. Ключевой момент – переезд в Европу на раннем этапе карьеры.

Можно ли пропустить какие-то этапы на пути к Ф1?

Теоретически да, как это сделал Макс Ферстаппен, перейдя в Ф1 сразу после Ф3. Но это крайне редкие исключения. Для большинства пилотов попытка «срезать путь» заканчивается неудачей и потерей времени и денег.

Сколько времени занимает путь до Формулы 1?

В среднем 10-12 лет: 5-7 лет в картинге и 3-5 лет в формульных сериях. Самые талантливые проходят этот путь быстрее, но спешка часто приводит к ошибкам и проблемам с адаптацией.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх